Система глонасс на автомобиль
Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС – единый стандарт ГОСТ Р 54620–2011
Согласно нормативам ГОСТ, в автомобилях, вмещающих до 9 человек, то есть в автомобилях категории М1,1 обязательно должно быть установлено оборудование, способное различать и передать данные о типе столкновения при аварии: лобовой, боковой или задний удар, наличие опрокидывания. Также передатчик таких транспортных средств должен в случае ДТП уметь отправлять необходимые сведения в автоматическом режиме. Другие виды автомобильной техники могут быть оснащены оборудованием лишь с поддержкой ручного режима экстренной связи со спасательной службой.
Оборудование системы ЭРА-ГЛОНАСС
Основы работы службы GPS
При предоставлении услуги определения точки положения телефона в пространстве выполняется соответствующая проверка оператора сотовой связи, который при выполнении данной операции использует стационарные башни (вышки) сотовой связи. Используя несколько контрольных точек, оператор сможет указать ваше точное местоположение по координатам расположения точек связи и скорости отклика волны до них.
Как правильно настроить GPS на Андроиде? Тут не требуется ничего придумывать или выполнять сложных манипуляций – настройка GPS на Андроиде выполняется автоматически.
Необходимо просто подождать некоторое время и глобальная система сама определит ваше местонахождение.
Службы определения расположения на карте Google в основном используют сигналы Wi-Fi для определения ваших координат. Не отключайте беспроводную интернет-связь Wi-Fi, это позволит необходимым приложениям и программам автоматически подключаться к сети и определять вашу дислокацию. Автономные службы GPS для определения вашего местоположения используют спутники GPS, а затем синхронизируют их с данными внутренней программы телефона.
Как работает ГЛОНАСС в автомобиле?
Система ГЛОНАСС предназначена для определения координат любых объектов (в большинстве случаев – транспортных средств) с помощью сети из 24 спутников.
Работает система по следующему принципу:
- В автомобиле устанавливается специальное устройство — терминал, внутри которого находится трекер для спутниковой связи. За прием сигналов отвечает антенна — она может быть как внешней, так и внутренней.
- При позиционировании автомобиля трекер принимает сигнал со спутниками и рассчитывает координаты ТС.
- Полученные и обработанные координаты поступают в приложение для спутникового мониторинга. Передача осуществляется по мобильной сети (GSM), а сами данные поступают либо в формате GPRS, либо в виде SMS.
- Если в момент передачи данных автомобиль находится вне зоны действия сети, то информация о позиционировании сохраняется во внутренней памяти трекера. Полученные данные передаются на сервер, как только ТС въезжает в зону GSM-покрытия.
Несмотря на относительно простое устройство, навигационный комплекс будет успешно работать только в том случае, если все его элементы – терминал, антенны и дополнительные модули – будут установлены и подключены правильно. Кроме того, для эффективного использования системы необходима соответствующая настройка программного обеспечения для мониторинга транспорта.
Как обмануть ГЛОНАСС
Основная задача ГЛОНАСС мониторинга транспорта – в оптимизации логистических схем и сокращении расходов на горючее. Однако, наибольшая экономия топлива для владельца автотранспорта, выходит не за счет неопределенной «оптимизации», а за счет того, что мониторинг позволяет следить за сливами топлива и пресекать «леваки». Ответной реакцией водителей стали попытки «обмануть ГЛОНАСС». По сути, эти попытки делятся на два типа: скрыть перемещение машины, и скрыть слив топлива. В первом случае воздействию подвергается навигационнаое оборудование, во втором – счетчики топлива.
Как обмануть ГЛОНАСС
Водители придумывают различные способы блокирования передачи информации о перемещении автомобиля, в зависимости от своих познаний в технике и электронике. Приемы есть как откровенно варварские – порча техники – так и более продвинутые, с использованием дополнительного оборудования.
1. Порча ГЛОНАСС-антенны
. Самый примитивный способ, на который идут водители – это воздействие на антенну. Она на виду, и ей нужен хороший сигнал от 3 и более спутников, чтобы сообщать о местонахождении машины. Можно повредить кабель – это делается путем прокола изоляции иголкой и разрыва проводка. Но такое повреждение легко определить, и применить санкции за вредительство. Некоторые водители просто перерезают кабель, а потом придумывают отговорку «оборвался» или «перетерся». Тем более такой способ бесполезен в тех терминалах, которые способны принимать сигналы и без антенны.
2. Экранирование ГЛОНАСС-антенны
. Антенну можно попытаться экранировать металлом, например завернув в фольгу или более толстый металлический лист. Встречаются попытки нарушить прием сигнала при помощи магнита, но как правило они безуспешны.
3. Воздействие на GSM-антенну
. Совершенно бесполезное мероприятие, т.к. терминал все равно будет собирать информацию о перемещении, а операторы быстро определят машину прекратившую передавать сигнал, и проведут осмотр. После возвращения связи вся информация о пройденном маршруте будет передана по назначению.
4. Экранирование ГЛОНАСС терминала
металлическими листами – бесполезное занятие, если кабели антенн, по-прежнему, выведены из корпуса неповрежденными.
5. Отключение питания терминала от бортовой электросети
. Водителям кажется, что эта мера позволит избавиться от всех проблем с навигацией, но во-первых, вышедший из строя терминал проверят и вернут работоспособность, а во-вторых: большинство терминалов оснащены собственными аккумуляторами и смогут зафиксировать путь пройденный в течение нескольких часов после обесточивания. 6. Порча ГЛОНАСС терминала – варварский и нерациональный поступок, который моментально позволяет выявить того, кто это совершил, уволить но и вычесть из зарплаты стоимость терминала. Порча осуществляется различными средствами, от примитивной механической поломки, до более изощренных способов: заливанием водой, ударов электрошокерами или заземления металлического корпуса терминала. Во всех случаях нарушение легко определяется, как и момент повреждения. То есть легко обнаруживается виновник.
7. Попытки внедрения в микросхемы ГЛОНАСС терминала
. Фактически исключены, поскольку корпус пломбируется и любое внедрение не пройдет незамеченным.
8. Извлечение или повреждение SIM-карты.
Продвинутые автомобилисты знают, что сообщения о перемещении автомобиля передаются по GSM-каналу, а значит, внутри терминала, установлена телефонная SIM-карта. Если ее повредить или вытащить, то сигнал передаваться не будет. Такой прием аналогичен повреждению GSM-антенны – т.е. совершенно бесполезен, т.к. информация о перемещении будет накапливаться и будет передана в момент возвращения карты на место.
9. Использование GPS-ГЛОНАСС глушилок.
Отечественные и китайские умельцы быстро откликнулись на запросы рынка и предложили портативные электронные глушилки спутниковых сигналов. Такой приборчик, работающий от прикуривателя, приводит к тому, что терминал передает в диспетчерский центр тревожное сообщение «Потерян сигнал спутника». Применение глушилки самый «интеллектуальный» прием, но требует такого же интеллектуального подхода в использовании, поскольку периодические «потери сигнала» на одной машине в конечном счете вызовут подозрения диспетчеров. Кроме того, как правило глушилка успешно блокирует одну частоту, а если терминал двусистемный: ГЛОНАСС/GPS то нужно две глушилки или устройство будет бесполезно.
Твитнуть
История развития ГЛОНАСС
Впервые предложение по использованию спутников для навигации было сделано проф. В.С. Шебшаевичем в 1957г. Эта возможность была открыта им при исследовании приложений радиоастрономических методов в самолетовождении. Данные исследования были использованы в 1963г. при опытно-конструкторских работах над первой отечественной низкоорбитальной системой «Цикада». В 1967г. был выведен на орбиту первый навигационный отечественный спутник «Космос-192». Система «Цикада» была сдана в эксплуатацию в составе четырех спутников в 1979 г. После 2008 года потребители космических навигационных систем «Цикада» и «Цикада-М» были переведены на обслуживание ГЛОНАСС, и эксплуатация этих систем была прекращена.
Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 г. запуском спутника «Космос-1413». Система ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 г. В 1995 г. развернута орбитальная группировка полного состава (24 КА «Глонасс» первого поколения) и начата штатная эксплуатация системы.
Подробнее об истории развития ГЛОНАСС
Применение ГЛОНАСС
Местоопределение
Услуги, основанные на данных о местоположении
- Целевая реклама
- Пространственно-ориентированный доступ к информационным ресурсам
- Геопространственные информационные системы
- Комплексная информация об окружающем пространстве
Мониторинг
- Мониторинг местоположения людей, животных и имущества
- Координация экипажей экстренных служб
- Мониторинг перемещения высокоценных грузов
- Оперативный мониторинг состояния железнодорожных путей
Геодезия и картография
- Геодезическая съёмка
- Кадастровые работы, межевание
- Поддержка проведения инженерных работ и строительства
- Актуализация карт и планов
Строительство
- Автоматизированное управление строительной техникой
- Дорожные строительные работы
- Прокладка коммуникаций, трубопроводов и др.
- Строительство и ремонт железнодорожных путей
Навигация
Наземный транспорт
- Автономное построение маршрутов движения
- Интеллектуальные транспортные системы
- Оперативный мониторинг состояния железнодорожных путей
Сельское хозяйство
- Оптимизация посадки, полива и сбора урожая
- Повышение эффективности опыления посевов
- Обслуживание сельскохозяйственной техники
Авиация
- Заход и посадка по категориям ИКАО
- Маршрутная навигация
- Повышение безопасности вертолетовождения
- Навигация беспилотных летательных аппаратов
Космос
- Отслеживания средств выведения
- Высокоточное определение орбит космических аппаратов
- Определение ориентации космического аппарата относительно Солнца
Водный транспорт
- Подход и маневрирование в портах, на внутренних водных путях
- Навигация на внутренних водных путях
- Мониторинг и учёт флота
Научные исследования и синхронизация
Окружающая среда
- Мониторинг деформаций Земли
- Мониторинг параметров вращения Земли
- Мониторинг состава и состояния тропосферы и ионосферы
- Мониторинг водных и лесных ресурсов
- Добыча полезных ископаемых
Связь и синхронизация
- Синхронизация работы линий электропередач
- Синхронизация средств связи и телекоммуникаций
- Синхронизация времени разнесённых в пространстве потребителей
- Всемирное скоординированное время (UTC)
Зачем это нужно
Покрытие спутников обеих навигационных систем сегодня хоть и отличается достаточной плотностью, обеспечить одинаково точное определение местоположения в разных точках планеты невозможно. В одних местах лучше ловит GPS, в других – ГЛОНАСС. Поддержание связи сразу с двумя системами позволяет уменьшить количество «мертвых зон», где уверенного приема одной из них нет.
Стоит отметить, что GPS более корректно определяет местоположение в умеренных и экваториальных широтах, где ГЛОНАСС не отличается высокой точностью. В то же время, российская навигационная система увереннее чувствует себя в северных регионах планеты. В любом случае, комбинация сигналов от обеих из них – это однозначно плюс.
Стоимость установки оборудования своими силами
Посчитаем, сколько стоит установить ГЛОНАСС индивидуально.
Сумма самостоятельного оснащения машины зависит от стоимости желаемого комплекта. Здесь учитывается страна-производитель, заводской набор функций.
К примеру, терминал “Navirec” обойдется в 6900 рублей. Цена факультативных датчиков топлива и контроля технических параметров авто начинается с 4500 руб.
Монтаж и настройка оборудования стоит 1000—1500 руб. Ежемесячная абонплата составит 500 руб.
Подводя итог, скажем, что оснащение ТС приборами спутникового мониторинга – выгодное вложение. Владельцам компаний с автопарком это позволит оптимизировать бизнес-процессы, автолюбителям – составлять траекторию движения или отследить авто в случае угона.
Имею большой опыт в настройке и подключении систем контроля доступа (СКУД) и систем учета рабочего времени. А также занимаюсь настройкой серверов, компьютеров, рабочих мест. Работаю в инженером в .
После того, как Вы приняли решение использовать систему спутникового мониторинга ГЛОНАСС для отслеживания Вашего автопарка, приобрели необходимое и подходящее для Ваших целей оборудование, а также произвели установку данной системы в автомобиле – Вам необходимо выполнить подключение всей системы.
Что подразумевает собой подключение системы спутникового мониторинга?
После того, как трекер для спутниковой связи установлен в автомобиле, а также установлена антенна (внешняя или внутренняя), которая необходима для приема сигналов – нужно заставить систему работать. После правильного подключения трекер начнет принимать сигнал со спутников и рассчитывать координаты транспортного средства. Все координаты должны правильно доставляться в приложение спутникового мониторинга – их передача осуществляется с использованием мобильной сети GSM, а данные передаются в нескольких форматах – СМС или GPRS. Для того, чтобы весь процесс подключения прошел правильно, а система стабильно отправляла и принимала данные – советуем Вам обратиться за помощью в подключении к нашим специалистам, имеющим огромный опыт работы в данной сфере.
Как включить геолокацию на телефоне
Геолокация доступна практически на всех телефонах системы Андроид. Существует несколько способов подключения, которые помогут пользователю без труда подключиться и определить свои координаты. Это поможет ему не только найти маршрут, но и рассчитать многие интересные измерения. На электронных браслетах, кстати, также присутствует возможность подключения геолокацию.
Чтобы подключить функцию GPS к Андроиду, нужно:
Перейти в настройки телефона. Чаще всего располагаются они на главной экране и выглядят, как шестеренка;
Перейдя в настройки, находим раздел «Личные», а в нем пункт «Подключение;
После с помощью сдвига ползунка активируем функцию напротив слова «Геоданные».
Теперь на Андроиде доступна функция определения расположения пользователя. В строке режима можно выбрать несколько операторов, которые будут осуществлять прием и с помощью которых будет проводится определение координат.
Режимы работы служб геолокации
Выбор режима службы – очень важный этап. От него зависит не только точность определения, но и другие факторы. Например, при подключении в качестве оператора мобильные сети пользователь рискует тратить батарейку просто так. Если он выберет GPS в качестве режима работы служб, то он гарантирует себе не только точность определения, но и экономию батарейки.
Всего существует несколько типов режима работы служб:
- По всем источникам. То есть пользователь может выбрать как и определение при помощи мобильных операторов, так и GPS сразу. Такая функция часто в системах называется «Высокая точность», так как координаты с одной базы накладываются на координаты с другой и в итоге высчитывается более точный процент и данные выделения геоданных;
- С помощью мобильных операторов. Такие операторы как МТС, Билайн или Теле2 предоставляют свои услуги определения, тем самым пользователю потребуется только подключение мобильной сети и безграничный интернет. Этот способ не дает таких точных результатов как первый или третий, но тоже является неплохой альтернативой;
- Заключительный режим – по спутникам GPS. Один из самых точных способов, если не считать первый. Спутники были приспособлены под то, чтобы точно определить расположение того или иного объекта, поэтому все телефоны оборудованы специальным модулем, позволяющий просто и быстро осуществлять определение геоданных.
История местоположений и передача геоданных
Если пользователь выйдет из настроек «Месторасположения» и пролистнет немножечко вниз, то обнаружит огромное количество интересных и необычных функций, которые можно также настроить и посмотреть. Первая из них – это история месторасположения.
Эта функция фиксирует все точки и координаты, то есть места, где находился пользователь. Историю месторасположения можно посмотреть в любой момент, а также отключить тогда, когда она понадобится.
История сохраняется в серверах установленной системы на андроиде – на Google. Чтобы отключить эту функцию, достаточно просто передвинуть ползунок и тогда устройство не будет сохранять данные пользователя.
Вторая не менее интересная функция – это передача геоданных. Она нужна для того, чтобы пользователь смог передать свое месторасположение другому пользователю сети, если есть такая необходимость. Ситуации бывают разные, поэтому передача геоданных – очень важная функция, особенно в летальных ситуациях, когда:
- Произошел угон автомобиля, мобильник остался в машине;
- Когда пользователь просто не знает своего месторасположения;
- Когда потерялся телефон.
Проверка и настройка GPS с помощью приложения
Исходя их всех приложений, которые мы перепробовали, самым простым и эффективным оказалось GPS Test. Данная программа сможет быстро помочь найти все спутники в вашем регионе, предварительно их настроить и, возможно, использовать другие функции.
Особенности программы GPS Test для Андроида
- Показывает информацию о видимых спутниках;
- Показывает активные спутники, используемые в данный момент;
- Дает точные данные геопозиционирования;
- Показывает точные координаты;
- Дает данные о часовом поясе в месте расположения;
- Указывает на положение спутников в небе;
- Может служить электронным компасом;
- Предоставляет самые разные данные, начиная от времени и даты, заканчивая высотой над уровнем моря;
- Дает информацию о времени восхода и заката в том месте, где расположено устройство.
Что лучше ГЛОНАСС или GPS?
Интересно, что идею, на которой основываются нынешние спутниковые навигационные системы, советские ученые сами подсказали американским
Когда первый спутник оглашал пустынные просторы околоземного пространства своим «бип-бип-бип» американские специалисты обратили внимание, что эффект Допплера работает и в зависимости от расстояния до спутника частота его сигнала меняется. Это наблюдение натолкнуло на мысль, что по фиксированной частоте исходящей от спутника можно определить расстояние до него если знать координаты своего местоположения
И наоборот, принимая сигналы от четырех спутников, чьи координаты хорошо известны, можно определить свое местоположение на Земле. То есть спутниковая система тогда становится по-настоящему глобальной, когда в каждой точке земного шара можно поймать сигналы четырех спутников. Для этого на высокой орбите должно быть не менее 24 аппаратов.
ГЛОНАСС исторически отставал от GPS. Но если момент старта «навигационной гонки» расходился на 8 лет, то постепенно разрыв был серьезно сокращен. Первый тестовый спутник США вывели в 1974 году, а советский полетел только в 1982 году. Между тем, на 100% функциональность системы вышли с разрывом в два года: GPS в 1993-м, а ГЛОНАСС в 1995-м году.
Однако в дальнейшем судьбы двух систем пошли разными путями. США практически открыла «загрубленные» сигналы для гражданского использования, а в 2001 году совсем отменила шифрование. ГЛОНАСС же оказался не нужен в стране где бушевал экономический кризис 90-х годов на военным, ни гражданским.
В 2001 году правительством России было принято решение восстановить систему и внедрять ее для коммерческого использования. На тот момент на орбите находилось только 6 спутников да и те с истекающими сроками эксплуатации. За десять лет была проделана колоссальная работа и до конца 2011 года система ГЛОНАСС должна выйти на 100% мощность и даже сформировать орбитальный резерв. Несмотря на немногочисленные «слепые зоны» ГЛОНАСС, которые будут сохраняться пока на орбите действуют 23 спутника, точность местоопределения не многим уступает GPS.
Согласно данным Российской системы дифференциальной коррекции и мониторинга на 22 июля 2011 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС составляли 4,46—7,38 м при использовании в среднем 7—8 спутников (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 спутников (в зависимости от точки приёма). То есть американская система по-прежнему лидирует, но уже не настолько как в 2001 году.
В планах до 2020 года ГЛОНАСС повысить свою точность до 80 сантиметров, GPS к тому времени обещает осуществлять позиционирование с погрешностью до 50 см. Несмотря на более высокую точнось позиционирования, к GPS тоже есть нарекания. Касается это прежде всего пользователей из приполярных областей планеты. Из-за невысокого наклонения орбит спутников GPS там серьезно ухудшается качество приема сигнала. И именно здесь российской ГЛОНАСС нет конкурентов, поскольку рассчитывалась она с рассчетом обеспечить качественный прием на российской территории, а значит и на Севере.
Поэтому швадская компания общенациональной сети спутниковых навигационных станций Swepos официально признал преимущество ГЛОНАСС. В широтах, где располагается Швеция российская система доказала более высокую эффективность и работоспособность.
Впрочем, вопрос «кто-кого поборет» в нынешнем информационном мире уже не актуален. Практически все оборудование, как любительского так и профессионального уровня использующая ГЛОНАСС так же использует и сигналы GPS. То есть фактически все терминалы являются двухсистемными, так же как и смартфон Apple 4s, куда интегрирован ГЛОНАСС чип
Поэтому более правилен будет вопрос: что лучше GPS или ГЛОНАСС/GPS? И если идет речь о точности местоопределения, то безусловным ответом будет «ГЛОНАСС/GPS». Правда у двухсистемных аппаратов есть один минус — цена. Разумеется два микрочипа будут стоить дороже чем один, но зато вдвое повышается надежность приема сигнала, и точность местоопределения — до 2,37-4,65 м.
Кроме очевидных преимуществ модулей ГЛОНАСС/GPS российский пользователь системы должен знать, что этим он поддерживает настоящее национальное передовое производство, которому очень сложно выживать в условиях жесткой конкуренции с китайскими и европейскими товарами.
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС
Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначен для экстренного оповещения о произошедшей аварии. Он оснащен сим-картой и тревожной кнопкой, позволяющей вызвать диспетчера. Также в автомобиле устанавливаются датчики, которые реагируют на механические повреждения. Сигнал тревоги будет подан автоматически в случае переворота или удара.
ЭРА-ГЛОНАСС
Главная задача терминала – оповестить об аварии экстренные службы. Координаты происшествия, информация о пассажирах и автомобиле поступает на телефон диспетчера. Он передает ее спасательным службам, находит через спутник ГЛОНАСС авто онлайн. У полиции и медицинских работников будет максимально точная информация.
В чем заключается работа системы ГЛОНАСС в автомобиле
Что собой представляет и как работает ГЛОНАСС на автомобиле? Система включает ряд устройств, которые посредством спутниковой связи получают информацию о месторасположении, технических параметрах объекта и передают данные пользователю в формате таблиц, графических изображений, цифр, текста. Она разработана отечественными специалистами и выходит на связь с российскими спутниками.
На сегодняшний день на три околопланетные орбиты выведено по восемь спутников — итого 24 аппарата. Покрытие ГЛОНАСС распространяется на всю территорию нашей страны и около двух третей земного шара. Грамотно построенное взаимодействие спутниковых аппаратов, специализированного наземного оборудования, устройств приема-передачи сигналов позволяет достигать достаточно высокой точности данных.
Принцип действия оборудования несложный. Вот как работает система ГЛОНАСС на авто:
- навигационные устройства посылают запросы на спутники, расположенные на околопланетных орбитах;
- спутниковые аппараты дают ответ. Чем большее количество спутников откликнется, тем более точным получается позиционирование в пространстве;
- получение данных о месторасположении и времени поступления ответного сигнала со спутников;
- анализ полученной информации принимающим устройством;
- обработка информации, расчет координат точки нахождения принимающего устройства, а соответственно — объекта;
- повторение указанных выше действий, что позволяет определить точку в пространстве, а также вектор движения и скоростной режим транспортного средства.
Знания того, как работает на авто система ГЛОНАСС, мало. Водители и диспетчеры должны учитывать факторы, влияющие на корректность работы системы. Например, чем выше скоростной режим, тем ниже точность координатного позиционирования. При движении автомобиля в тоннеле связь со спутниковыми устройствами пропадает. Во время езды в пасмурную погоду или в городском пространстве с высотками сигнал может отражаться от различных объектов. Если ответный сигнал послали спутниковые аппараты, расположенные только в одном направлении, погрешность может увеличиваться.
Сравнение модулей на точность построения треков в условиях ограниченной видимости спутников в динамическом режиме
Для тестирования антенна устанавливалась на крышу автомобиля. Были произведены три поездки в различных условиях приема сигналов. Запись трека велась при поездке в зоне с высокой плотностью застройки — узкие улицы многоэтажных домов.
Исследование показало, что спутники сопровождаются уверенно (без катастрофического пропадания сигналов) и количество их в решении составляет от 12 до 18 по двум системам СРНС.
На рис. 3–5 полученные треки совмещены с картой, что позволяет наглядно оценить работу модулей.
Рис. 3. Движение сквозь туннель
Рис. 4. Движение внутри дворовой территории
Первый и последний, кто точно вычислил координаты, был модуль компании SkyTraq S1722G2FG. К тому же он продолжал выдавать координаты и в туннеле, основываясь на эфемеридах и отраженных сигналах.
Стоянка внутри дворовой территории показала, что не в лучшую сторону отличился NV08C-CSM: он не сохранил требуемой стабильности в выдаче координат, в то время как все остальные модули приемлемо отражали действительность.
На рис. 5 представлены результаты полученных треков при движении внутри территории высотного дома (25 этажей), выполненного в виде подковы. Кроме того, в непосредственной близости от выбранного участка находятся еще четыре высотных дома (28–30 этажей).
Рис. 5. Движение внутри дворовой территории
Видно, что единственный отличившийся — GPS-модуль на чипсете SiRF Star 4 SIM18. Остальные не передали реальной траектории движения, отмеченной на рисунке зеленой линией. К тому же модуль «ГеоС-1М» после выезда из территории с ограниченной видимостью не смог сразу вернуться к решению навигационной задачи.