Выбираем лучший цап: сердце ангела (часть 2)

PS Audio DLIII Digital Link — 30000 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Достоинства

Аналоговые цепи работают в классе А

Недостатки

Отсутствует выход на наушники

В основе этого продукта американской фирмы лежит интересная философия. Поскольку микросхем собственно ЦАП’ов — раз-два и обчелся, цифровой тракт звучит примерно одинаково. «Голос» устройства определяется аналоговыми цепями, а схем их создания — великое множество. Для DLIII были выбраны транзисторные аналоговые цепи, работающие в классе А с неглубокой обратной связью. Решение аудиофильское, что вкупе с наличием балансных выходов и высококлассных гнезд RCA позволяет адресовать аппарат самым взыскательным меломанам.

Трехступенчатое преобразование входного сигнала позволяет свести джиттер к минимуму, т.е. улучшить разрешение стереокартины. Действительно, создаваемые DLIII музыкальные образы — удивительно четкие, ни один инструмент не «выпячен», но голос каждого ясно различим. Если ваша система позволяет подключить DLIII по балансной шине, советуем обязательно взять аппарат на заметку.

Графики АЧХ и КНИ образуют нечто похожее на дельту реки: на верхах нелинейные искажения начинают расти, амплитуда входного сигнала падает (классическая картина работы аудиоканала на пределе полосы пропускания). Единственный в подборке аппарат (не считая NuForce, пожелавшего остаться в этом смысле неизвестным), который инвертирует фазу входного сигнала. Зато дисбаланса по каналам практически нет. В спектре выходного сигнала заметны следы нескольких разностных гармоник, но с достаточно низкой амплитудой (–80–90 дБ). «Коврик» располагается на уровне –100 дБ, что следует считать хорошим показателем.

Критерии выбора ЦАПа для музыки

Сегодня на российском рынке представлено много моделей этой техники. Поэтому, чтобы пользователь не ошибся в выборе ЦАПа, перед покупкой нужно учесть следующие параметры:

  1. Входы. Этот параметр зависит от того, какие устройства будут использоваться в качестве источника звука. Новые модели подсоединяются к компьютеру через USB-разъем. Кроме того, используются оптические и коаксиальные стандарты. Также на рынке доступны модели с поддержкой беспроводных технологий.
  2. Выходы. Набор выходов зависят от особенностей использования преобразователя. Если он приобретается для прослушивания аудио через наушники, то потребуется наличие разъема на 3.5 мм. В остальных случаях нужны линейный и коаксиальный выходы;
  3. Показатели дискретизации и разрядности. Эти параметры влияют на качество аудио. Для CD-формата разрядность составляет 16 бит, а для Hi-Res – от 24. А параметр дискретизации для CD составляет 44.1 кГц, для Hi-Res – от 96.
  1. Размеры. Данный параметр зависит от предназначения устройства. Сейчас актуальны модели с небольшими размерами. Такие преобразователи помещаются в кармане и преимущественно используются с планшетами или смартфонами.
  2. Дополнительные функции. Из прочих функций отметить нужно управление устройством с помощью пульта и наличие разъема для гарнитуры. Также желательно, чтобы устройство имело аналоговые входы и возможность работы аппарата в режиме предусилителя.
  3. Производитель. Многие покупатели советуют брать аудио ЦАПы у надежных брендов. Среди именитых производителей отмечают следующие фирмы: Cambridge Audio, AudioQuest, Dynavox и т.д.
  4. Стоимость. Цена устройства зависит не только от бюджета пользователя, но и от того, с какой звуковойаппаратурой будет использовать преобразователь. Например, не рекомендуется покупать дорогой аудио ЦАП, если он будет работать со слабенькой аудиосистемой или с телефоном.

Музыка для души и “цапанье” только в помощь

Модули ЦАП немного сложнее, чем, скажем, выбор пары наушников, поэтому мы собрали эти полезные рекомендации, в которых рассказывается об основных функциях, которые следует учитывать.

ВХОДЫ И ВЫХОДЫ

Если вы посмотрите на цап, вы заметите, что большинство из них имеют несколько типов входов (оптические, коаксиальные, USB и другие). Хорошее эмпирическое правило – выбирать устройство с разными типами ввода, потому что это означает, что вы можете использовать его с широким спектром устройств, от мобильных телефонов и планшетов до телевизоров и даже проигрывателей.

Что касается выхода, большинство из них поддерживают классический выход 3,5 мм (для наушников), но современные устройства также поддерживают подключение по BT.

ДРОЖАНИЕ или ДЖИТТЕР

Джиттер – это тип искажения (или шума), который можно услышать в верхней части звука, и делает его менее приятным. Это происходит, когда ЦАП не оснащен технологией, необходимой для декодирования воспроизводимого файла, или не поддерживает необходимые фильтры для создания идеального качества звука.

Чем лучше ЦАП, тем меньше джиттер и тем лучше будет звук.

ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ФОРМАТЫ ЗВУКА

Модуль ЦАП не сможет многое сделать с сильно сжатым форматом MP3, потому что сжатие уничтожает части аудиофайла. Таким образом, если вы хотите убедиться, что ваши деньги потрачены не зря, вам нужно приобрести устройство, которое будет работать с качеством CD или выше.

Это означает, что устройство должно поддерживать такие форматы, как WAV, FLAC, ALAC (Mac) или PCM без потерь или DSD.

КОМПАКТНЫЙ ПРОТИВ ПОЛНОРАЗМЕРНОГО

Современные модули ЦАП обычно бывают компактными. Из-за последних технологических достижений они по-прежнему обладают множеством интересных функций, но у них не так много доступных портов и соединений.

С другой стороны, у полноразмерного устройства достаточно места для широкого спектра соединений, наборов микросхем и расширенных настроек. Тем не менее, даже несмотря на то, что они очень привлекательны с точки зрения возможностей, разница в цене может побудить многих меломанов придерживаться компактных версий.

Конструкция

Аппараты Icon и Hegel рассчитаны на работу исключительно с компьютером — они имеют один-единственный вход в виде порта USB (и единственный аналоговый выход — линейный несимметричный). Блока питания у них нет, они черпают энергию из USB-шины. У DacMagic’a блок питания — внешний. Что касается цифровых входов классического типа, то наибольшее их число у Rega: четыре независимых (по паре оптических и коаксиальных). У DacMagic шесть входных гнезд, но независимых входов только три (каждый работает как с оптическим, так и с электрическим сигналом). Аппараты DacMagic, Musical Fidelity, Music Hall и PS Audio оборудованы балансным выходом (2хXLR), а у Music Hall есть еще и балансный цифровой выход AES/EBU на разъеме XLR. У остальных участников имеется по оптическому и коаксиальному цифровому выходу (не считая «малютки» от NuForce и Hegel, которые оснащены только «коаксиалом»). Выход на наушники есть у μDAC 2 и Music Hall.

Audiolab M-DAC Nano

Цена: 13 020 рублей

Не приглянулся Chord Mojo? Тогда вот миниатюрный M-DAC Nano. Пусть его размер вас не смущает – по технической части тут полный порядок.

Это не только качественный преобразователь аудио, но и Bluetooth-ресивер, который превратит ваши проводные наушники в беспроводные и даст неограниченную свободу передвижения. Все просто: настраиваете сопряжение по Bluetooth между смартфоном и M-DAC Nano, а затем подключаете к последнему проводные наушники и наслаждаетесь прекрасным звуком. Стандартный радиус действия связи 10 метров позволяет без проблем перемещаться по квартире или спортзалу без необходимости таскать смартфон в кармане.

На корпусе устройства предусмотрено 64-ступенчатое колесико регулировки громкости. Кнопка F активирует режим улучшенного воспроизведения с частотой дискретизации 32bit / 384kHz, что приводит к разительным изменениям в звуке. Других настроек нет, но вы всегда можете скорректировать звучание программным способом через музыкальный плеер.

При использовании в обычном режиме батарейки хватает примерно на 8 часов работы, но при повышенной дискретизации расход энергии возрастает и тогда можно рассчитывать не более чем на 6 часов воспроизведения. Наушники при этом будут работать с мощностью до 7,5 МВт / 300 Ом.

Поскольку в 2020 году ходить с проводными наушниками неудобно и немодно, M-DAC Nano может стать альтернативой дорогим беспроводным наушникам или даже флагманскому смартфону с хорошим звуком.

Преимущества:

  • Прост в использовании.
  • Подходит для наушников с высоким импедансом.
  • Есть Bluetooth 4.2 с учетом кодеков aptX, aptX Low Latency и AAC.

Недостатки:

  • При максимальной нагрузке автономность всего 6 часов.
  • Настройки ограничены по сравнению с другими моделями.

Как выбрать цифро-аналоговый преобразователь?

Какой ЦАП лучше купить? Довольно сложный, на первый взгляд, вопрос легко разрешается, если следовать приведенным ниже рекомендациям. Перед совершением покупки необходимо четко определиться с назначением нового устройства и ожиданиями от него. Стоит ли задумываться о приобретении профессионального преобразователя, не имея столь же качественной аудиосистемы? Имеет ли смысл покупать бюджетный конвертер и ожидать от него качественного звучания? Современный рынок предлагает большое разнообразие для подбора необходимой модели с различными характеристиками и стоимостью. Критерии выбора достаточно просты

На что нужно обратить внимание в первую очередь:

  1. Число и вид цифровых входов.

Данный параметр напрямую зависит от устройств, которые планируются к использованию в качестве источника звука. Современные преобразователи чаще всего подключаются к компьютеру с помощью USB-порта. Кроме этого используются оптические и электрические (коаксиальные) типы соединения. В профессиональных устройствах также применяют «продвинутый» вариант подключения AES/EBU с использованием балансных кабелей, не подвергающимся наводкам внешней среды. Последнее время все чаще появляются модели с возможностью подключения к внешним устройствам при помощи Bluetooth или Wi-Fi.

  1. Оптимальной разрядность и частота дискретизации

Эти характеристики определяют качество воспроизведения, т. к. отвечают за точность преобразования сигнала. Разрядность — показатель числа уровней сигнала на выходе преобразователя. Для аудиозаписей на CD-дисках разрядность составляет 16 бит, а у звука высокого разрешения (Hi-Res) – 24 бит и выше. Частота дискретизации – число отчетов в период времени при оцифровке. Для звуковой дорожки CD-диска этот показатель составляет 44,1 кГц, DVD – 48 кГц, Hi-Res – 96 кГц или 192 кГц и т.д.

  1. Вид аналоговых выходов

Тип выходов определяется входами акустической системы. Например для подключения к аудиосистеме с симметричными входами, необходимо наличие у ЦАП таких выходов. Большинство конвертеров оснащено одним или несколькими выходами для наушников (jack или mini-jack).

  1. Размеры

Габариты устройства, прежде всего, зависят от его предназначения. Последнее время набирают популярность модели с компактными размерами. Такие девайсы легко умещаются в кармане и чаще всего используются для преобразования звукового сигнала со смартфона или планшета. Для особо требовательных ценителей качественной музыки больше подойдут более объемные стационарные варианты с расширенным функционалом.

  1. Дополнительные функции

Среди дополнительных функций, которые могут быть весьма востребованными стоит выделить:

  • наличие аналоговых входов и возможность регулировки исходящего сигнала (использование устройства в режиме предусилителя);
  • наличие лампового выхода;
  • наличие выхода для наушников;
  • возможность подключения к устройству при помощи беспроводных сетей;
  • управление с помощью пульта и т.д.
  1. Стоимость устройства

В данном случае предельная цена устройства определяется не только финансовыми возможностями покупателя, но и тем, какая звуковая аппаратура и источник цифрового сигнала будут использоваться. Нет смысла покупать дорогой ЦАП в случае использования слабенькой аудиосистемы. При этом не следует экономить, если в дальнейшем планируется ее замена или модернизация до более качественного уровня.

  1. Влияние бренда

Преобразователь какой фирмы лучше? По мнению покупателей, лучше ориентироваться на проверенные годами бренды. Среди признанных мировых лидеров в производстве цифро-аналоговых конвертеров — японская компания Teac, британская Cambridge Audio, австрийская Pro-Ject и многие другие. Это те производители, которые смогли завоевать популярность по всему миру и наверняка не позволят потенциальному покупателю разочароваться в своей продукции.

  1. Прослушивание

Крайне важно перед покупкой в живую услышать потенциальное приобретение. Если такая возможность отсутствует, то обязательно необходимо ознакомится с отзывами реальных владельцев подобных устройств или экспертов

Ниже представлен рейтинг популярных моделей цифро-аналоговых преобразователей с описанием их технических характеристик, а также достоинств и недостатков.

Chord Mojo

Цена: 41 500 рублей

Chord Mojo — довольно крупное устройство, так как внутри у него собственная батарея. Эту особенность можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам. Во время работы усилитель не разряжает смартфон, но если не контролировать его заряд, у вас может закончиться музыка в самый неожиданный момент.

Однако автономность для такого типа устройства вполне приемлема: 8-10 часов. Зарядка занимает примерно 5 часов. Другие функции включают в себя два выхода для наушников и кнопки регулировки громкости с подсветкой, чтобы указать качество воспроизводимого файла.

Mojo использует свою начинку в полной мере. По сравнению со встроенной звуковой системой iPhone усилитель обеспечивает более чистый звук. Если без Mojo в треке преобладают высокие и низкие частоты, то при подключении усилителя средние частоты кажутся более четкими, мелодия сразу становится разнообразнее и сложнее.

Chord Mojo нельзя отнести к категории компактных аксессуаров, и, возможно, это не самый удобный вариант для прогулок: поскольку доступно только проводное соединение, придется придумать, как положить смартфон и усилитель в карман, чтобы провод не мешает движению.

Преимущества:

  • Мощное армирование.
  • Простые контроллеры.
  • Есть встроенный аккумулятор.

Недостатки:

  • Зарядите перед использованием.
  • Большой и довольно громоздкий.
  • Блютуза нет.

2. Портативные и стационарные наушники

Наушники можно разделить на стационарные и портативные, также и плееры. Ну и пару лучше подбирать с «одного поля». Стационарные наушники рассчитаны на прослушивание дома, а портативные – на ходу, в пути. На самом деле, резкой границы между ними нет, многие качественные портативные наушники вполне хорошо будут звучать в домашней системе, а некоторые стационарные можно слушать в транспорте. Но, если убрать исключения и крайности, можно дать следующие определения.

  • Наушники для стационарных трактов –  удобные полноразмерные, открытые или закрытые с высоким (более 100 Ом) сопротивлением. Для них нужен стационарный источник. Обычно, собирается система из нескольких компонентов.
  • Качественные портативные наушники – любой форм-фактор, ценник выше среднего (100-400$, иногда намного выше), интересные технологии, хороший звук. К этому сегменту я бы отнёс все наушники, которые раскрываются только при использовании качественного портативного плеера: арматурные или динамические «затычки» (а есть и электростатические), динамические или даже изодинамические полноразмерные. Сопротивление бывает разное, но обычно меньше 100 Ом (чаще всего 16, 32 и 64 Ом), некоторые требуют хорошего усиления. Для таких наушников существует весьма широкий рынок портативных источников.
  • Портативные наушники – все остальные, разница в качестве звучания которых не сильно заметна при прослушивании со смартфона или Hi-End плеера. Этот сегмент рассматривать не будем, для них хватит и смартфона.

Путь звука от файла до ЦАП

Каким требованиям должен удовлетворять плеер? Прежде всего должна быть поддержка вывода звука как минимум через один интерфейс: WASAPI (Exclusive) или ASIO. Остальные требования – это возможность отключения внутренних обработок звука.Для Windows это:

  • Foobar2000
  • AIMP
  • Album Player

Рассмотрим путь звука от файла до ЦАП звукового интерфейса (звуковой карты или внешнего ЦАП).Схема максимально упрощена

WASAPI

Плеер отвечает за декодирование файла и передачу в систему через один из интерфейсов, MME или ASIO. MME – это звуковая подсистема Windows, которая используется по умолчанию во всех плеерах и программах (аудио плеерах, видео плеерах, браузерах, Skype, играх и прочих программах). В MME интерфейсе есть отдельный режим WASAPI Exclusive, который позволяет обойти ресемплер и микшер Windows.

При воспроизведении из под WASAPI звук на выходе возможен только от одного проигрывателя (программы), все остальные звуковые потоки будут в режиме «mute». Некоторые программы могут выдать ошибку, что «звуковое устройство недоступно». В профессиональных картах возможно одновременное воспроизведение звукового потока из WASAPI и ASIO, т.к. звуковые потоки обходят микшер Windows, но после попадают в драйвер звукового устройства и далее смешиваются микшером звуковой карты. Там, где ASIO сделано через WASAPI, могту быть различные проблемы со стабильностью работы.Для того, что бы на выходе получить звук одновременно от нескольких программ, его надо привести в единую сетку разрядности и частоты дискретизации, а потом все потоки просуммировать. В прошлом поколении ОС XP для MME существовал автомат опорной частоты и при воспроизведении звука лишь из одной программы отключался ресемплинг, системный микшер не вносил никаких существенных изменений в звуковой поток. В Windows 7 все работает принудительно, независимо от количества программ, воспроизводящих звук. Автомат опорной частоты возможен только для WASAPI и ASIO при соответствующей поддержке драйвера звукового устройства.

ASIO

ASIO – это профессиональная звуковая подсистема для программ с обработкой звука от Steinberg. Основным преимуществом ASIO является возможность получить ультранизкие задержки звукового сигнала, которые позволяют обрабатывать звук в режиме реального времени при игре вживую на midi инструментах.Через ASIO звуковой поток направляется в обход микшера Windows.ASIO поддерживают не все звуковые карты, в то время как WASAPI все.По этой причине не стоит гнаться за ASIO поддержкой, как за “манной небесной”. Тем не менее, после того, как звуковой поток попадает в драйвер звукового интерфейса, за дельнейшую транспортировку звукового потока отвечает именно драйвер и тут возможны любые сюрпризы. Проблемы могут быть как с WASAPI, так и ASIO независимо друг от друга и наличие двух интерфейсов повышает шансы на качественное воспроизведение звука.Что может лишнего делать драйвер звукового интерфейса? Тоже самое, что и микшер Windows – ресемплинг и микширование каналов. Лучше не поленится и изучить внимательно настройки звуковой карты для оптимального вывода звука.

Audiolab M-DAC Nano

Цена: 9 990 рублей

Не нравится Chord Mojo? Тогда вот миниатюрный M-DAC Nano. Пусть вас не смущает его размер — технически здесь полный порядок.

Это не только качественный аудиоконвертер, но и приемник Bluetooth, который поворачивает ваши проводные наушники по беспроводной сети и дает вам неограниченную свободу передвижения. Это просто: настройте Bluetooth-соединение между вашим смартфоном и M-DAC Nano, затем подключите к последнему проводные наушники и наслаждайтесь великолепным звуком. Стандартная дальность связи 10 метров позволяет легко перемещаться по квартире или тренажерному залу без необходимости носить смартфон в кармане.

На корпусе устройства предусмотрено 64-уровневое колесо регулировки громкости. Кнопка F активирует расширенное воспроизведение с частотой дискретизации 32 бит / 384 кГц, что приводит к резким изменениям звука. Других настроек нет, но вы всегда можете программно исправить звук через музыкальный проигрыватель.

При использовании в обычном режиме батареи хватает примерно на 8 часов работы, но при более высокой выборке возрастает энергопотребление, поэтому вы можете рассчитывать не более чем на 6 часов воспроизведения. При этом наушники будут работать с мощностью до 7,5 МВт / 300 Ом.

Поскольку ходить в проводных наушниках в 2021 году неудобно и немодно, M-DAC Nano может стать альтернативой дорогим беспроводным наушникам или даже флагманскому смартфону с хорошим звуком.

Преимущества:

  • Легко использовать.
  • Подходит для наушников с высоким сопротивлением.
  • Есть Bluetooth 4.2 с кодеками aptX, aptX Low Latency и AAC.

Недостатки:

  • При максимальной нагрузке автономность всего 6 часов.
  • Настройки ограничены по сравнению с другими моделями.

Жизнь в цифре

Значение амплитуды представлено двоичным числом (1 или 0), а длина этого числа называется разрядностью, выраженной в битах. Величина, обратная временному интервалу измерений, является частотой дискретизации.

Например, при записи стандартного CD выборка делается 44 100 раз в секунду. Каждый из «срезов» измеряется с точностью до 16 бит, и результаты измерения сохраняются в 16-разрядном цифровом формате. С другой стороны, при записи трека в Hi-Res-аудио длина «среза» увеличивается до 24 бит, а выборка делается аж 192 000 раз в секунду.

У цифровых аудиоданных могут быть самые разные частота дискретизации, разрядность, форматы кодирования и сжатия – однако независимо от конкретных параметров именно ЦАП должен придать этим данным смысл, максимально точно переведя их из двоичного формата в исходную аналоговую форму.

Что такое ЦАП? Что он делает?

Звуки, которые мы постоянно слышим – дорожный шум, работающие инструменты, плачущий ребенок в транспорте – представляют собой акустические волны, которые распространяются в воздушной среде к нашим ушам в аналоговой ипостаси.

Аналоговые записи издавались на виниловых дисках и кассетах, однако нежелательный шум и ненадежность этих носителей стимулировали поиск новых форматов. Появление CD открыло дорогу для цифровой революции.

Цифровое аудио кардинально отличается от аналогового. Цифровые музыкальные файлы обычно создаются при помощи импульсно-кодовой модуляции (PCM) в процессе измерения амплитуды аналогового сигнала через равные интервалы времени.

Зачем нужен отдельный ЦАП?

Сегодня почти любой цифровой компонент оснащен собственным ЦАП, однако далеко не все ЦАП созданы равными. Начнем с того, что они могут поддерживать не все типы файлов.

Плохие модели могут привносить в звучание нежелательный шум из-за непродуманного проектирования печатных плат или вызывать искажения в связи с джиттером.

Джиттером называются ошибки синхронизации. Точная синхронизация цифрового музыкального потока, определяемая генератором тактовых импульсов, жизненно важна для качества воспроизведения, и если ее не удается обеспечить из-за конструктивных недостатков, качество страдает.

Проблема джиттера может возникнуть при любом перемещении цифрового сигнала по плате, но особенно серьезной становится при передаче сигнала между устройствами. В последние годы широкое распространение получили асинхронные ЦАП, именно по этой причине перехватившие у компьютеров обязанности по синхронизации.

Тактовые генераторы, применяющиеся в компонентных ЦАП класса High End, точнее и стабильнее, чем у обычных ПК, и звук в результате получается существенно лучше.

ЦАПы есть везде

Блоком с цифроаналоговым преобразователем (ЦАПом, конвертером, DAC) оснащен и AV-ресивер, и CD-, и в принципе любой медиаплеер. Как самостоятельное устройство ЦАПы появились в качестве High-End-апгрейда существующему CD-проигрывателю. Конструкторы полагали, что плеер разумнее разнести в отдельные блоки с собственным электропитанием.


Один из первых внешних ЦАПов Sony DAS-R1, выпущен в конце 1987 года

В первом устанавливалась собственно механическая часть со считывающей оптической системой и цифровым выходом. Это называлось CD-транспорт. Во втором блоке движущихся узлов уже не было — лишь плата ЦАПа, значение которого в настоящее время выросло до звания цифрового хаба. Кстати, очень часто бывает и так, что в современном CD-проигрывателе найдется пара цифровых входов для подключения внешних источников.


Жизненный цикл звука от источника, последующей записи и оцифровки, обработки, и обратного цикла — цифроаналогового преобразования

Современный конвертер взаимодействует с целым рядом источников сигнала — главное, чтобы для всех нашлась соответствующая коммутация. Источником может быть и старенький DVD-плеер – обычно они подключаются через оптический TosLink или коаксиальный кабель. Последний выглядит как обычный «тюльпан» из стереопары. Дорогие модели могут еще используют соединение разъемами типа XLR. С помощью USB входа к ЦАПу можно подключить компьютер или портативный источник звука.

Помимо этого, портативные ЦАПы делают совместимыми с источниками на основе iOS- или Android-телефонами, айподами, планшетами и другими гаджетами. Фактически во всех этих случаях конвертер становится внешним звуковым модулем с отдельным питанием и хорошей начинкой, которые не снились в штатной мультимедийной технике. А еще современные ЦАПы нередко оснащают усилителем для наушников.

Почему наушники звучат плохо?

Если коротко: высокоомные наушники любят высокое напряжение, но им не нужен большой ток. Аккумулятор смартфона или плеера чаще всего попросту не может обеспечить встроенный усилитель достаточным напряжением. Поэтому его рассчитывают под наушники с небольшим импедансом, которым важнее ток, чем напряжение.

Чтобы ответить подробнее, нужно сделать пару лирических отступлений. Для начала следует разобраться в импедансе.

Импеданс — это номинальное сопротивление на входе наушников, измеряется в Омах. По величине сопротивления все наушники можно условно разделить на три группы:

  • Низкий импеданс — меньше 40 Ом. Обычно 16-32 Ома — это большинство затычек и небольших наушников, множество недорогих охватывающих моделей.
  • Средний — 60-100 Ом. Например, Sennheiser HD 280 PRO. Хорошо подходят для записи барабанов: за счет импеданса в 64 Ома они выдадут значительно больше громкости, чем модель на 250 Ом, при этом не будут так легко перегружаться, как низкоомные наушники.
  • Высокий — больше 250 Ом. Многие студийные и хай-энд модели.

Зачем вообще наушникам высокое сопротивление? На самом деле, до недавнего времени со звучанием «ушей» особо не заморачивались. Самый качественный звук традиционно предлагали студийные модели, и они все были высокоомными, потому что студийная техника всегда обладала мощными выходами. Подключенные к ним низкоомные наушники звучали бы слишком громко вплоть до боли в ушах.

Второе преимущество, о котором задумались уже чуть позже — больший вольтаж дает большую детализацию и лучшую динамику, звучание становится как бы более насыщенным, ярким и глубоким. В итоге среди производителей хай-фая и хай-энда пошла мода выпускать дорогие высокоомные модели, и сегодня они занимают существенную часть рынка. Разумеется, это не значит, что любая высокоимпедансная модель звучит лучше наушников с низким сопротивлением.

Кроме импеданса еще одним важным значением является чувствительность наушников. Это сколько децибел они выдадут в расчете на милливольт. Есть схожий параметр — эффективность, измеряется в децибелах на милливатт, но обычно указывается именно чувствительность.

Теперь правила:

  • Чем больше импеданс имеют наушники, тем большее напряжение им нужно. От импеданса зависит, сколько мощности сможет им отдать усилитель.
  • Чем меньше чувствительность у наушников, тем выше ток им требуется. От чувствительности зависит громкость наушников.

Например:

  • Наушники Sony MDR-1AB. Их импеданс лишь 24 Ома, а чувствительность — 105 Дб. Комбинация из низкого импеданса и высокой чувствительности означает, что такие наушники гораздо проще прокормить электричеством, с этим справится даже обычный смартфон.
  • В противовес им — наушники Shure SRH1840. Кажется, что с импедансом в 65 Ом их вроде бы несложно будет раскачать. Вот только их чувствительность составляет всего 96 Дб, а это значит, что им нужно очень много энергии — 1,5–4 Вт на канал для большой громкости!
  • А вот Sennheiser HD 650 имеют импеданс аж в 300 Ом, но при относительно высокой чувствительности в 103 Дб усилитель к ним будет подобрать попроще.

Однако даже если наушники нетребовательны к сигналу, это еще не означает, что встроенный усилитель смартфона или плеера не портит качество их звучания. Нередко копеечные усилители вносят искажения, особенно на высокой громкости, а также имеют раздражающие посторонние шумы и фоновое гудение. Они возникают из-за влияния различных радиоэлементов друг на друга при слишком плотной компоновке корпуса. Обойти ограничения встроенных усилителей помогают внешние усилители для наушников.

Итак, что такое ЦАП?

ЦАП преобразует цифровой сигнал в аналоговый, чтобы ваши наушники могли создавать звук. Вот так просто! Большинство чипов ЦАП находятся в источниках того, к чему вы подключаете наушники, и обычно стоит для производителя от 3 до 30 долларов США. Это очень простой и постоянный компонент любого смартфона, хотя разъем для наушников и пытаются убить, в основном компания Apple.

Подобно усилителям для наушников, отдельные ЦАП стали появляться в продаже для того, чтобы хоть как-то компенсировать низкий уровень качества воспроизведения звука. Вы удивитесь, но в 80-е и даже в 90-е годы далеко не всё потребительское оборудование могло справится даже с простыми наушниками, не говоря уже о более серьезном оборудовании. Довольно часто, даже если ЦАП был встроен в готовый прибор, он был неправильно к нему подключен или плохо экранирован, поэтому во время прослушивания вы могли слышать помехи или наводки от работы самого оборудования. Добавим сюда далеко не лучшее качество музыкального материала с низкой частотой дискретизацией первых mp3 файлов и вы можете вообразить на что была похожа музыка 90-х. Согласитесь, никто не захочет слушать такое для собственного удовольствия.

Но с тех пор цифровая музыка прошла долгий путь. Значительно возросшая культура производства музыкального оборудования привела к тому, что даже дешевые чипы стали давать довольно хорошее качество звучания, да и музыкальный материал стал гораздо более качественным. Сегодня музыка в формате mp3 почти везде записана с битрейтом в 320 кб/сек, а многие перешли на прослушивание материала в формате FLAC или в новомодном формате MQA. И там, где раньше требовалось серьезное оборудование для достижение хорошего качества звука, сейчас в большинстве случаев достаточно возможностей обычного хорошего смартфона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector